О КОМПАНИИ
  УСЛУГИ
  ФОТОГАЛЕРЕЯ
  КОНТАКТЫ
   
 
 
 

Ремонт и дизайн офисов, эргономичность рабочего места


Неправильно организованное рабочее место - причина снижения производительности труда. Головная боль, испорченное зрение и нарушенная осанка вряд ли сделают сотрудников компании более трудолюбивыми. Позаботиться об удобном и эффективном размещении всех работников нужно заранее - до того, как интерьер помещения будет полностью оформлен. Огромную роль в создании комфортного делового пространства играет эргономичная мебель.

Термин "эргономика" (от греческих слов ergon - работа и nomus - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа ученых образовала Эргономическое исследовательское общество.

В задачу новой организации входило изучение изменений функционального состояния организма человека под воздействием его трудовой деятельности, выработка правил и мероприятий, способствующих длительному поддержанию работоспособности на высоком уровне.

В наши дни подобные маркетинговые исследования особенно актуальны. Забота о здоровье сотрудников приносит хорошие плоды! Все усилия, направленные на поддержание физического и психологического здоровья человека, незамедлительно отражаются на рабочем процессе: персонал более качественно и оперативно выполняет задания, сокращается количество пропусков по болезни. Неслучайно крупные корпорации делают акцент на развитии инфраструктуры бизнес зданий, включающей все необходимое для комфортной работы. Идеальный офис - тот, где можно и плодотворно работать, и полноценно отдыхать.

Конструкция рабочего места В застойное время у российской мебельной промышленности был набор стандартов и нормативно-технических документов, которые определяли многие требования к мебели и в той или иной степени гарантировали минимальный уровень комфорта. Впоследствии со стандартов сняли обязательность соблюдения. Многие производители восприняли это как разрешение игнорировать вышеупомянутые документы. Именно поэтому сейчас важно, чтобы потребитель умел самостоятельно ориентироваться во всех аспектах офисной эргономики.

Важным фактором эффективной и безопасной для здоровья деятельности является конструкция рабочего места. Конечно, человек может трудиться практически в любой обстановке, например, сидя на стуле с ноутбуком на коленях. Но как долго он сможет работать в таких "экстремальных" условиях? Насколько продуктивно и с какими последствиями для своего здоровья? Вполне возможно, что после непродолжительного периода работы на износ человек долгое время не сможет нормально исполнять свои обязанности.

Если одному сотруднику идеально подходит стол, то другому точно такая же модель может показаться крайне неудобной. Покупать для каждого работника специальную мебель не представляется возможным. Поэтому предметы обстановки в офисе должны настраиваться под рост и комплекцию человека. Такая организация пространства позволяет не менять интерьер, даже если сотрудник уходит, а на его место приходит новый. Как правило, настройка высоты столов осуществляется в диапазоне 68-78 см. Благодаря этим десяти сантиметрам за столом могут с равным комфортом работать люди ростом от 1,62 до 2 м. Опоры снабжаются механизмами, способными компенсировать неровности пола.

Перспективное направление - сборно-разборные конструкции. Их рабочая поверхность состоит из нескольких частей, которые можно комбинировать в зависимости от стоящих задач. Стационарный стол расширяется с помощью мобильных тумб и всевозможных брифинг-приставок. Некоторые предпочитают работать сидя, другие - стоя. С точки зрения эргономики, лучше чередовать эти положения в течение всего рабочего дня. Любителям технологичных решений производители предлагают столы с электроподъемным механизмом и блоком памяти. Столешницу можно поднимать для работы стоя, а встроенная электроника фиксирует и запоминает все положения. При необходимости можно запрограммировать определенный режим. Надо отметить, что мебель с изменяемой высотой стоит дороже традиционных нерегулируемых моделей. Если приобретается обычный комплект, то высота стола должна составлять 72 см, а не 75 см, как считалось раньше. Дело в том, что старые письменные столы не были рассчитаны на работу с компьютером. Сейчас разницу в 3 см компенсирует высота клавиатуры и мышки. Глубина (ширина) стола может быть и 60, и 70, и 80 см. Но все-таки, если сотрудник проводит на рабочем месте большую часть дня и его обязанности не сводятся только к общению по телефону, рекомендуется приобретать модели со столешницей глубиной не менее 80 см. Это позволит отодвинуть монитор и клавиатуру подальше и освободить место для кистей рук. Благодаря этому человек сможет держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Кроме того, клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины предплечья) от края стола. Тогда нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "крепкую" часть предплечья. Если стол оснащен выдвижной полкой для клавиатуры, рабочее место обязательно комплектуется креслом с регулируемыми по высоте подлокотниками. В этом случае человек сможет менять свое положение для письма и для работы с клавиатурой и мышкой. Это пространство необходимо, чтобы иметь возможность откидываться в кресле, не опасаясь удариться о стену, а также свободно вставать и выходить из-за стола.

Даже сидячая работа предполагает движение! Человек должен иметь возможность вытянуть ноги, положить ногу на ногу, ближе придвинуть кресло - это необходимо для хорошего самочувствия. Поэтому, выбирая модель стола, обращайте внимание на каркас изделия, на количество и форму ножек. Путем соединения нескольких столов в рабочие станции создаются удобные конструкции с минимумом опор. Если площадь и дизайн помещения позволяют, можно приобрести модель стола с изогнутыми широко расставленными ножками, которые никогда не будут мешать человеку во время работы. Очень часто мебельные компании предлагают столы с так называемым подиумом под монитор. На самом деле такие модели чаще всего находят применение в домашних условиях, когда экран предполагается использовать, например, для просмотра фильмов на расстоянии. При работе за компьютером центр монитора нужно располагать на 2 см ниже переносицы. Расстояние до экрана должно быть достаточно большим. Для 15-дюймовых мониторов - от 50 см до 1 м, для 17-дюймовых - от 80 см до 1,5 м. Конечно, многое зависит от характера работы.

Средняя величина зоны, которую человек может охватить руками, - 35-40 см. Ближней же зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область, доступная вытянутой руке. На этих данных базируется эргономичная организация офисного пространства. Идеальной будет такая форма столешницы, которая совпадает с рабочей зоной человека.

Материалы, используемые для производства мебели, разнообразны: начиная от массива дерева и заканчивая керамикой. Но в настоящее время изделия из МДФ и ДСП явно доминируют в офисных интерьерах. Такая мебель обладает хорошими потребительскими свойствами и ее можно приобрести за умеренную цену.

Споры об удобстве применения стеклянных столешниц в офисе ведутся давно. И у противников, и у сторонников этого материала есть свои веские доводы. С одной стороны, это холодная поверхность и на ней остаются отпечатки от пальцев, с другой - стекло практически не царапается, не деформируется и с него легко удалить любые пятна. Стекло бывает тонированным, прозрачным, с напылением или окрашенным. Его прочность напрямую зависит от толщины. Для столешниц предпочтительнее использовать небьющееся стекло толщиной 8-10 мм, в зависимости от площади поверхности оно способно выдерживать вес до 30 кг. А вот для дверей шкафа вполне подойдет стекло толщиной 4 мм.

Требования к периферии Шкафы, тумбы и стеллажи различных видов неизменно присутствуют даже в самых аскетичных интерьерах. Самое главное требование, предъявляемое к такой мебели, - вместительность и наличие необходимого количества ящиков или отделений. Оптимальная высота для шкафа - 180 см. Однако некоторые компании в целях экономии площади предпочитают оборудовать помещения высокими моделями. С точки зрения эргономики это неверно. Кроме того, полноценно использовать все полочки шкафа-небоскреба весьма затруднительно. На самом верху неминуемо будет скапливаться множество ненужных вещей, извлекаемых только во время переезда. Стоит заострить внимание на размерах шкафа для верхней одежды. Иногда покупатель обнаруживает, что чуть более объемная зимняя одежда уже не позволяет дверцам закрыться.

Свет в офисе Безусловно, освещение, созданное природой, является эталоном для искусственного. Поэтому дизайнеры и светодизайнеры при проектировании офисов, во-первых, стараются оптимизировать доступ дневного света в помещение, а во-вторых, адаптируют систему искусственного освещения к природному. В результате исследований было установлено, что в офисе человек лучше себя чувствует и намного эффективнее работает при регулярной (в соответствии с биоритмами) смене световых сценариев. Такая система (active light - "активный свет") очень популярна в Европе и уже все чаще начинает применяться в России. На практике active light выглядит следующим образом: регулирование света происходит автоматически в зависимости от уровня естественной освещенности. Есть возможность настраивать оборудование и вручную. При этом изменению, прежде всего, подлежат интенсивность света и его цветность. Цветовая температура (CCT - Correlated Colour Temperature) измеряется в кельвинах (K). Чем выше значение, тем холоднее свет. Например, утром и днем свет холодный, утром в его спектре много голубого цвета; днем - зеленого; к вечеру свет теплеет, в нем преобладают желтый и оранжевый цвета. Более простой вариант изменения искусственного освещения в течение дня - регулирование только его интенсивности в зависимости от времени суток и погоды. Диммируемость (возможность регулирования интенсивности светового потока) требует первоначальных затрат, но со временем окупается, так как при интенсивном естественном освещении бывает достаточно использовать 20-30% искусственного. В качестве примера можно назвать систему Smart DIM SM Control итальянской фабрики Prisma Illuminazione. Системы active light, несмотря на всю свою привлекательность и для сотрудников, и для руководителей, пока что для многих остаются желаемым будущим и применяются только в офисах класса А. Что касается самих источников света, то растровые светильники 4 ? 18 (4 лампы по 18 Вт) с однополосной люминесцентной лампой все еще остаются популярными в офисах эконом класса. Такие светильники привлекают, прежде всего, своей невысокой ценой, что и объясняет их популярность. При этом они имеют низкий индекс цветопередачи (Ra 50-70)*, искажая реальный цвет предметов и производя стробоскопический эффект (мерцание), приводят к утомлению и создают психологический дискомфорт у сотрудников. Среди источников света последнего поколения хорошими характеристиками обладают лампы с трехполосным и пятиполосным люминофором - лампы с улучшенной цветопередачей и исправленной цветностью (индекс цветопередачи от 85 до 98). Использование электронного пускорегулирующего устройства - в таких светильниках делает мерцание практически незаметным глазу и в несколько раз увеличивает срок их службы.

Широкое распространение в современных офисах приобрели профильные системы с люминесцентными лампами диаметром 16 мм (Т5). Профильные системы бывают встроенными, накладными и могут быть подвешены на тросах любой длины. Последнее актуально в офисах с высокими потолками, где использование светильников на тросах позволяет лучше осветить рабочее место. На профили могут устанавливаться различные типы источников света: галогенные, металлогалогенные, люминесцентные лампы. Профильные системы просты в проектировании и позволяют создать качественное современное освещение в любом офисе.

Во многих офисах, прежде всего в бюджетных организациях, до сих пор используются традиционные лампы накаливания. Неэффективность и неэкономичность такого освещения очевидны: небольшой срок службы - до 2000 ч (в среднем около 1000 ч), высокое тепловыделение, в результате - перегрев помещения и необходимость частой замены ламп. Это создает значительные неудобства. При принятии решения о том, как и чем, осветить офис, конечно, нужно исходить из задач конкретной организации, из потребностей тех людей, которые в этом помещении будут работать. Чем дороже обходится компании неявка сотрудников на работу из-за проблем, связанных со здоровьем, тем важнее становится качество света: его температура, цветопередача и, при возможности, адаптивность. Кроме этого, нужно помнить, что оптимальным является сочетание разных видов освещения: прямого и рассеянного, а также совмещение теплого и холодного света.